Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Политические интересы Книгоиздательский бизнес Личные интересы Друзья. Ссылки Обсуждения
E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru

 Книгоиздание 
 Ваше мнение 
«Живой журнал» Андрея Ильницкого
 Опрос   —› результаты
Кто будет президентом-2008? Иллюстрация…©…temasha.narod.ru
Кто будет президентом-2008?
C.Глазьев
Б.Грызлов
В.Жириновский
А.Жуков
Д.Зеленин
Г.Зюганов
С.Иванов
А.Илларионов
М.Касьянов
Д.Козак
В.Матвиенко
Д.Медведев
Б.Немцов
В.Путин
В.Потанин
Д.Рогозин
В.Рыжков
С.Собянин
А.Ткачев
Ю.Трутнев
Н.Федоров
А.Хлопонин
А.Чубайс
С.Шойгу
Г.Явлинский
В.Якунин
"Темная лошадка" от        силовиков
"Темная лошадка" от        бизнеса
"Темная лошадка" от        гос.бюрократии
"Темная лошадка" из        парт.бюрократии
"Темная лошадка" из        регионов

 Друзья-партнеры 

Партия "Единая Россия"
EdinRos.ru



MSPS.ru


Фонд "Либеральная миссия" Евгения Ясина
Liberal.ru



 Статистика 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 
eXTReMe Tracker



Internet Map
Geo Visitors Map
Книгоиздание / статья А.Ильницкого "Редактор для завтра" ]

Статья Андрея Ильницкого "Редактор для завтра"

Оригинал статьи опубликован на сайте Писатель.Ру (Федерации Интернет Образования), 14 октября 2002 г.

Культурный контекст

Недавно были опубликованы статистические данные Российской книжной палаты, подтверждающие пессимистические прогнозы по книгоиздательской отрасли, делавшиеся в начале текущего года. Совокупный тираж выпущенных изданий снизился на 50 млн. экземпляров и составил 87.8% от уровня первого полугодия прошлого года. Наметившийся еще в середине 2001 года и усугубленный введением НДС, глубокий системный кризис, охвативший ныне книгоиздательскую отрасль, очевиден.

Менее очевиден кризис, в котором пребывает сейчас современная российская литература. Сразу оговорюсь, что за скобками я оставляю уважаемых и любимых мною Г.Чхартешвили (Б.Акунина), Л.Петрушевскую, Л.Улицкую, В.Пелевина, Э.Радзинского, В.Маканина и еще 2-3 писателей, коммерческий успех которых скорее счастливое исключение, на общем безрадостном фоне.

Кризис же литературы выражается в том, что сразу два поколения писателей сходят со сцены.

Это, во-первых, «шестидесятники». То, что создает эта блестящая, но увы уже усталая генерация, не может сейчас служить основой издательского портфеля.

Во-вторых, это те авторы, которых совсем недавно называли «сорокалетними». Так получилось, что “сорокалетние” оказались в одной лодке с «шестидесятниками»: их временем были девяностые годы прошлого века. Их знаменем был постмодернизм. Читатель интересовал литераторов лишь в последнюю очередь, как собственно и сама жизнь, в которую они так и не вписались, зачастую пряча собственные страхи перед не понятой и не принятой ими окружающей действительностью, за высокомерные рассуждения о самодостаточности и самоценности литературного текста. Теперь же они с еще большим трудом осваивают новую, не столь «яркую до жути», как «ельцинская» эпоха, а технологизированную, многофакторную и «приглушенную» - «путинскую» действительность...

Те же, кого сегодня можно было бы назвать «тридцатилетними», формировались во времена безнадежной невостребованности качественной сюжетной прозы. Это «потеряное поколение», от которого можно ждать разве что единичных удач.

В результате литературный процесс, осуществляемый через эти поколения, маргинализируется. Российскому издателю предлагается аутсайдерская (outside) проза, на которую отсутствует читательский спрос. В перспективе наибольший интерес для издательств представляют нынешние “двадцатилетние” - самое молодое поколение профессионалов, не травмированных “совком” и перестройкой. Их проза сюжетна, наполнена энергетикой, они не боятся жизни и не «бегут её», однако говорить о них как о состоявшемся литературном поколении, мягко говоря, еще рано.

Порожденная таким образом ситуация разводит мосты между литературным процессом и книгоиздательским бизнесом. На одном берегу реки под названием Mainstream оказалась элитарная, «литературно-премиальная» тусовка, на другом - собственно книгоиздательское сообщество с вечными вопросами «Что издавать, как продавать и где найти бестселлер?». Для всеобщего блага войти в этот поток должны и те, и другие – и авторы, и издатели. Сплав именно по этой реке приведет их к успеху – к читателю, а значит к тиражам и финансовому преуспеванию. Собирательный же образ читателя нового века – представитель среднего класса, не потерявший вкуса к чтению и не желающий читать ни элитарную, ни так называемую массовую литературу. Именно на него с неизбежностью будут держать ориентир издатели в своем плавании за Золотым руном. Лоцманом в этом плавании должен стать редактор. Но для успеха предприятия нужны редакторы нового типа. Какого же?..


Каждый редактор должен стать издателем

Собственно в этом подзаголовке и содержится ответ на вопрос о редакторе нового типа. Ответ несколько упрощенный, но по моему убеждению, указывающий суть того, куда должны направлять свои устремления молодые специалисты, желающие сделать карьеру в книгоиздании. Отрасли нужны профессионалы, умеющие вести книгу как проект, - от идеи и автора, до книжного магазина и PR-сопровождения. Это умение приобрести не просто, но именно это востребовано.

Что же такое издатель в контексте современного состояния книгоиздания? Российское книгоиздание, столкнувшись с новым экономическим контекстом, изменило свою парадигму. Роль продюсера в современной культуре в целом и в книгоиздании в том числе актуализируется. Видение книги как проекта, осуществляющегося от автора и издателя до читателя – вот основа и суть новой парадигмы. Что, кстати, до сих пор не понято и не приемлется книговедами и редакторами старой школы. Их видение книги как в той притче про слона и слепых - один изучает «хобот», другой «хвост», третий «ноги», но слона как-то в целом увидеть не могут, да и не хотят. Парадокс: в СССР были издательства, но не было издателей, и это понятно - по сути только в 90-е года книга стала ПРОДУКТОМ и ТОВАРОМ. В большинстве же современных издательств всю деятельность определяют именно издатели, называющиеся как правило директорами, совмещающие как креативные, так и финансовые функции, то есть по сути - продюсеры. Издатель – профессия, сочетающая в себе умение бизнесмена с пониманием книги как важнейшего элемента культуры.

Что такое понимать книгу? Для директора-издателя (по сути - редактор завтрашнего дня) это означает понимание необходимости чтения рукописей, умение выразить о каждой свое мнение, способности писать, в конце концов. Он должен уметь разговаривать на одном языке и с автором, и с техническим редактором, и с художником, и с полиграфистом, и с продавцом. Издатель должен быть и экономистом, и культурологом для того чтобы представлять ту читательскую аудиторию, которой предназначен произведенный издательством продукт.

В книгоиздании пришло время мейнстрима (mainstream), время литературы и книг хорошего качества, но не элитарных, время авторов, ориентированных на успех, в том числе коммерческий, но не на модность.

В новых условиях тенденция такова, что книга из авторской все более становится продуктом издательским – роль автора и издателя как создателей книги по меньшей мере уравниваются. В книгоиздании началось, как уже указывалось, время проектов. И тут преуспеют те, кто лучше думает, лучше образован, лучше организовал литературный процесс в издательстве и ЛУЧШЕ СЧИТАЕТ ДЕНЬГИ.

Собственно отсюда и вытекают новые требования к редакторам (отмечу, что это положение одинаково верно и для прочих бумажных СМИ). В каждом редакторе должен «сидеть» издатель. Каждый редактор должен мыслить издательскими категориями. На всех этапах создания книги - от самого первого разговора с автором до обсуждения типа издания и его отпускной цены с книготорговцами редактор должен иметь свое мнение и профессиональное видение проблем. Издатель-редактор – системообразующий элемент современного книгоиздания. Конечно, сегодня не разумно требовать от молодых специалистов такого масштабного видения книги. Этому их просто пока некому учить в институтах, но я убежден, что только у такого подхода к профессии редактора есть будущее.


Заместитель ген.директора
издательства ВАГРИУС
Андрей Ильницкий
Октябрь 2002 г.

Рекомендуем Вам следующие материалы:


Ваше мнение по этой теме — в [форуме] сайта.
Смотрите также другие материалы раздела [книгоиздание].

E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru  
2003-2005 © А.М.Ильницкий —› Личная информация / биографическая справка
Тех.поддержка: Виталий Ильницкий   Хостинг: Hosting.HNS.ru