Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Политические интересы Книгоиздательский бизнес Личные интересы Друзья. Ссылки Обсуждения
E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru

 Книгоиздание 
 Ваше мнение 
«Живой журнал» Андрея Ильницкого
 Опрос   —› результаты
Кто будет президентом-2008? Иллюстрация…©…temasha.narod.ru
Кто будет президентом-2008?
C.Глазьев
Б.Грызлов
В.Жириновский
А.Жуков
Д.Зеленин
Г.Зюганов
С.Иванов
А.Илларионов
М.Касьянов
Д.Козак
В.Матвиенко
Д.Медведев
Б.Немцов
В.Путин
В.Потанин
Д.Рогозин
В.Рыжков
С.Собянин
А.Ткачев
Ю.Трутнев
Н.Федоров
А.Хлопонин
А.Чубайс
С.Шойгу
Г.Явлинский
В.Якунин
"Темная лошадка" от        силовиков
"Темная лошадка" от        бизнеса
"Темная лошадка" от        гос.бюрократии
"Темная лошадка" из        парт.бюрократии
"Темная лошадка" из        регионов

 Друзья-партнеры 

Партия "Единая Россия"
EdinRos.ru



MSPS.ru


Фонд "Либеральная миссия" Евгения Ясина
Liberal.ru



 Статистика 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 
eXTReMe Tracker



Internet Map
Geo Visitors Map
Книгоиздание / выступление Андрея Ильницкого на круглом столе "Бизнес и власть" ]

Андрей Ильницкий. Ситуация в книгоиздательском бизнесе.
Выступление на круглом столе "Бизнес и власть".

Сообщение сделано в рамках круглого стола, проводившегося Фондом "Либеральная миссия" в феврале 2001 г.



В начале несколько слов о ситуации в издательском бизнесе, в той его части, которая связана с книгоизданием.

Ситуация весьма специфична. Книгоиздательский бизнес, как мы его сегодня понимаем, является ровесником посткоммунистической России. То есть ему чуть более десяти лет. Если обратиться к рейтингу издательств, опубликованному в последнем номере журнала «Книжный бизнес», то по ситуации на конец 2000 года все ведущие позиции заняты частными издательствами. Лишь на 23(!) месте по объему выпуска мы встречаем первое государственное издательство – «Просвещение», да и то лишь потому, что оно занимается выпуском школьных учебников, выполняя государственный заказ. Таким образом, первой особенностью является преобладание частного капитала в книгоиздательском бизнесе (далее КИБ).

При этом нас – издателей, реально определяющих ситуацию, очень мало. Все друг друга знают. Издательское сообщество достаточно консолидировано. Существует Ассоциация Книгоиздателей, Ассоциация книготорговцев, Ассоциация «Издатели против пиратства» и т.п. Конечно все установилось не сразу. Сначала, как и везде, был хаос и говоря новоязом «беспредел», однако где-то к середине 90-х большинству удалось договориться между собой и теперь все как-то стараются правила писаные и неписаные соблюдать… Это вторая особенность.

Далее, по ситуации на сегодняшний день КИБ по преимуществу можно характеризовать как малый и средний, достаточно низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, производящее более 200 книг в год (оборот 1-1.5 млн. дол), считается крупным. Таких лишь несколько десятков. Средний срок возврата средств, вложенных в производство среднестатистической книги – не менее полугода. Отпускная цена книги по пути от издателя (т.е. производителя) к покупателю утраивается!!! Большая часть прибыли оседает у торговцев-посредников. Налицо тенденция к поглощению мелких издательств более крупными, имеющими свои реализационные сети (а таковых, работающих в российском масштабе вообще единицы). Основные издательские мощности сконцентрированы в Москве и Петербурге, в то время как типографии распределены по всей России. То есть концентрация и малобюджетность КИБ – его третья и четвертая особенности.

Вот уже пять лет российское книгоиздание действует и развивается в особых налоговых условиях. Хвала предыдущему руководству страны, установившему нам льготы по НДС, по части налога на прибыль и таможенные льготы. На мой взгляд, это тот самый случай, когда льготы действуют «по месту» и эффективно. Это пятая особенность.

Таким образом, резюмируя, можно охарактеризовать современный российский КИБ, как достаточно консолидированный, относительно прозрачный и малобюджетный.

Тем не менее есть стойкое предчувствие надвигающегося на книгоиздателей кризиса. Связано это, на мой взгляд, с несколькими обстоятельствами.

Первое – книгоиздательский бизнес исчерпал или исчерпывает резервы саморазвития. Связано это прежде всего с неразвитостью книготорговых сетей. Государство по-прежнему является владельцем большей части книготорговых площадей и инфраструктур, особенно в регионах. И, добавлю, весьма неэффективным владельцем. За редким исключением региональные книготорги ориентированы на зарабатывание денег не с продажи книг, а со сдачи в аренду торговых площадей. В условиях отсутствия у издателей средств на развитие альтернативных книготорговых структур, происходит фактическое навязывание услуг со стороны очень плохо работающих государственных книготоргов и бибколлекторов. Типичное «сам не гам и другим не дам»… Классическим примером являются неудачные попытки весьма крупных коммерческих издательских структур построить систему торговли через «книгу - почтой» и книжные клубы. Все упиралось в невозможность обойти монополию государственной почты и банковских структур, её обслуживающих. А ведь на просторах нашей страны такой род книготорговли по идее должен быть очень эффективным.

Другое тревожащее нас обстоятельство связано с тем, что указанные выше налоговые льготы заканчиваются 1 января 2002 года. В условиях концентрации и относительной малобюджетности КИБ надвигающиеся обстоятельства создают угрозу монополизации книгоиздания и создания государством условий неравной конкуренции для издательских групп. Рычаги для этого у власти есть.

И тут особенно важными представляются предлагаемые Правительством меры по дерегулированию (замечу – термин, на мой взгляд, неудачный) экономики. Действующие сегодня законы о лицензировании содержат лазейки для чиновничьего произвола. Формулировки не строги и отсылают чуть ли не к нравственным категориям, толкование которых может быть очень широким. Предлагаемые Правительством проекты законов исчерпывающи и внятны в формулировках, не признают множественность, устанавливают четкий порядок проведения плановых и внеплановых проверок, упрощают порядок регистрации предприятий. Все что не разрешено, то для чиновника должно быть запрещено. Для нас издателей это очень важно, и мы не можем не приветствовать меры по дерегулированию экономики. Более того, необходима ревизия всех действующих законов на предмет возможности произвола и коррупции.

Что еще хотелось бы сказать. Бизнес-сообщество должно каким-то образом объединить усилия и выработать систему мер по повышению социального статуса, имиджа человека, занимающегося своим делом в нашей стране, т.е. бизнесмена. Вспомним телевизионных героев нашего времени. Это всевозможные менты, каменские, агенты дубровские и прочие бешеные… Вспоминается единственный положительный образ бизнесмена в сериале «День рождения буржуя», да и тот сняли украинцы… Со стороны бизнес-сообщества нет никакой внятной поддержки проектов, работающих на имидж его членов. Нет ни одной литературной премии, поддерживающей произведения о русском бизнесе, о людях дела. А ведь такие романы уже появляются, поскольку есть реальный читательский интерес, реальный общественный заказ на произведения о современной российской действительности… Вот я привез вам в качестве примера несколько книг. Роман Юлия Дубова «Большая пайка». Ю.Дубов – известный в мире бизнеса человек, один из руководителей «ЛогоВАЗа». И, как оказалось, очень талантливый автор. Его книга – первый масштабный роман о людях делающих бизнес в России, о цене успеха, о… нас с вами, нашем поколении. Роман написан человеком, знающим предмет не понаслышке. Получилось нечто настоящее. Книжное событие. Мы выдвинули этот роман на Букера. Но в жюри подобных конкурсов сидят люди зачастую далекие от жизни, от мейнстрима, люди «литературной тусовки», занимающиеся вещью в себе и для себя, но не для читателя.… Вобщем Букера «Большая пайка» не получила. Правда потрясенный прочитанным Павел Лунгин собрался делать фильм по роману. На французские деньги… Еще раз повторю - нужна система мер, норм и правил, нужен стратегический PR российского бизнес-сообщества в направлении формирования собственного имиджа.



P.S. И в конце одно маленькое замечание. Необходимо поддерживать инициативы по созданию разного рода ассоциаций - от владельцев личного транспорта, до владельцев библиотек, которые развивают уважение к собственности, к собственному делу и к людям, берущим в этой стране на себя ответственность и делающим что-то очень не просто так…



Ильницкий А.М.
издатель

E-mail автора: ami@vagrius.com


Ваше мнение по этой теме — в [форуме] сайта.
Смотрите также другие материалы раздела [книгоиздание].

E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru  
2003-2005 © А.М.Ильницкий —› Личная информация / биографическая справка
Тех.поддержка: Виталий Ильницкий   Хостинг: Hosting.HNS.ru