Книгоиздание / выступление Андрея Ильницкого на круглом столе "Бизнес и власть" ]

Андрей Ильницкий. Ситуация в книгоиздательском бизнесе.
Выступление на круглом столе "Бизнес и власть".

Сообщение сделано в рамках круглого стола, проводившегося Фондом "Либеральная миссия" в феврале 2001 г.



В начале несколько слов о ситуации в издательском бизнесе, в той его части, которая связана с книгоизданием.

Ситуация весьма специфична. Книгоиздательский бизнес, как мы его сегодня понимаем, является ровесником посткоммунистической России. То есть ему чуть более десяти лет. Если обратиться к рейтингу издательств, опубликованному в последнем номере журнала «Книжный бизнес», то по ситуации на конец 2000 года все ведущие позиции заняты частными издательствами. Лишь на 23(!) месте по объему выпуска мы встречаем первое государственное издательство – «Просвещение», да и то лишь потому, что оно занимается выпуском школьных учебников, выполняя государственный заказ. Таким образом, первой особенностью является преобладание частного капитала в книгоиздательском бизнесе (далее КИБ).

При этом нас – издателей, реально определяющих ситуацию, очень мало. Все друг друга знают. Издательское сообщество достаточно консолидировано. Существует Ассоциация Книгоиздателей, Ассоциация книготорговцев, Ассоциация «Издатели против пиратства» и т.п. Конечно все установилось не сразу. Сначала, как и везде, был хаос и говоря новоязом «беспредел», однако где-то к середине 90-х большинству удалось договориться между собой и теперь все как-то стараются правила писаные и неписаные соблюдать… Это вторая особенность.

Далее, по ситуации на сегодняшний день КИБ по преимуществу можно характеризовать как малый и средний, достаточно низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, производящее более 200 книг в год (оборот 1-1.5 млн. дол), считается крупным. Таких лишь несколько десятков. Средний срок возврата средств, вложенных в производство среднестатистической книги – не менее полугода. Отпускная цена книги по пути от издателя (т.е. производителя) к покупателю утраивается!!! Большая часть прибыли оседает у торговцев-посредников. Налицо тенденция к поглощению мелких издательств более крупными, имеющими свои реализационные сети (а таковых, работающих в российском масштабе вообще единицы). Основные издательские мощности сконцентрированы в Москве и Петербурге, в то время как типографии распределены по всей России. То есть концентрация и малобюджетность КИБ – его третья и четвертая особенности.

Вот уже пять лет российское книгоиздание действует и развивается в особых налоговых условиях. Хвала предыдущему руководству страны, установившему нам льготы по НДС, по части налога на прибыль и таможенные льготы. На мой взгляд, это тот самый случай, когда льготы действуют «по месту» и эффективно. Это пятая особенность.

Таким образом, резюмируя, можно охарактеризовать современный российский КИБ, как достаточно консолидированный, относительно прозрачный и малобюджетный.

Тем не менее есть стойкое предчувствие надвигающегося на книгоиздателей кризиса. Связано это, на мой взгляд, с несколькими обстоятельствами.

Первое – книгоиздательский бизнес исчерпал или исчерпывает резервы саморазвития. Связано это прежде всего с неразвитостью книготорговых сетей. Государство по-прежнему является владельцем большей части книготорговых площадей и инфраструктур, особенно в регионах. И, добавлю, весьма неэффективным владельцем. За редким исключением региональные книготорги ориентированы на зарабатывание денег не с продажи книг, а со сдачи в аренду торговых площадей. В условиях отсутствия у издателей средств на развитие альтернативных книготорговых структур, происходит фактическое навязывание услуг со стороны очень плохо работающих государственных книготоргов и бибколлекторов. Типичное «сам не гам и другим не дам»… Классическим примером являются неудачные попытки весьма крупных коммерческих издательских структур построить систему торговли через «книгу - почтой» и книжные клубы. Все упиралось в невозможность обойти монополию государственной почты и банковских структур, её обслуживающих. А ведь на просторах нашей страны такой род книготорговли по идее должен быть очень эффективным.

Другое тревожащее нас обстоятельство связано с тем, что указанные выше налоговые льготы заканчиваются 1 января 2002 года. В условиях концентрации и относительной малобюджетности КИБ надвигающиеся обстоятельства создают угрозу монополизации книгоиздания и создания государством условий неравной конкуренции для издательских групп. Рычаги для этого у власти есть.

И тут особенно важными представляются предлагаемые Правительством меры по дерегулированию (замечу – термин, на мой взгляд, неудачный) экономики. Действующие сегодня законы о лицензировании содержат лазейки для чиновничьего произвола. Формулировки не строги и отсылают чуть ли не к нравственным категориям, толкование которых может быть очень широким. Предлагаемые Правительством проекты законов исчерпывающи и внятны в формулировках, не признают множественность, устанавливают четкий порядок проведения плановых и внеплановых проверок, упрощают порядок регистрации предприятий. Все что не разрешено, то для чиновника должно быть запрещено. Для нас издателей это очень важно, и мы не можем не приветствовать меры по дерегулированию экономики. Более того, необходима ревизия всех действующих законов на предмет возможности произвола и коррупции.

Что еще хотелось бы сказать. Бизнес-сообщество должно каким-то образом объединить усилия и выработать систему мер по повышению социального статуса, имиджа человека, занимающегося своим делом в нашей стране, т.е. бизнесмена. Вспомним телевизионных героев нашего времени. Это всевозможные менты, каменские, агенты дубровские и прочие бешеные… Вспоминается единственный положительный образ бизнесмена в сериале «День рождения буржуя», да и тот сняли украинцы… Со стороны бизнес-сообщества нет никакой внятной поддержки проектов, работающих на имидж его членов. Нет ни одной литературной премии, поддерживающей произведения о русском бизнесе, о людях дела. А ведь такие романы уже появляются, поскольку есть реальный читательский интерес, реальный общественный заказ на произведения о современной российской действительности… Вот я привез вам в качестве примера несколько книг. Роман Юлия Дубова «Большая пайка». Ю.Дубов – известный в мире бизнеса человек, один из руководителей «ЛогоВАЗа». И, как оказалось, очень талантливый автор. Его книга – первый масштабный роман о людях делающих бизнес в России, о цене успеха, о… нас с вами, нашем поколении. Роман написан человеком, знающим предмет не понаслышке. Получилось нечто настоящее. Книжное событие. Мы выдвинули этот роман на Букера. Но в жюри подобных конкурсов сидят люди зачастую далекие от жизни, от мейнстрима, люди «литературной тусовки», занимающиеся вещью в себе и для себя, но не для читателя.… Вобщем Букера «Большая пайка» не получила. Правда потрясенный прочитанным Павел Лунгин собрался делать фильм по роману. На французские деньги… Еще раз повторю - нужна система мер, норм и правил, нужен стратегический PR российского бизнес-сообщества в направлении формирования собственного имиджа.



P.S. И в конце одно маленькое замечание. Необходимо поддерживать инициативы по созданию разного рода ассоциаций - от владельцев личного транспорта, до владельцев библиотек, которые развивают уважение к собственности, к собственному делу и к людям, берущим в этой стране на себя ответственность и делающим что-то очень не просто так…



Ильницкий А.М.
издатель

E-mail автора: ami@vagrius.com


Ваше мнение по этой теме — в [форуме] сайта.
Смотрите также другие материалы раздела [книгоиздание].