Книгоиздание / Интервью Андрея Ильницкого ("ВАГРИУС") газете "Нижегородский рабочий" ]

В ожидании Пелевина ВАГРИУС зажигает звезды
На вопросы об издательстве отвечает заместитель генерального директора,
редакционный директор издательства "ВАГРИУС" Андрей Михайлович Ильницкий.

Газета "Нижегородский рабочий"
"Нижегородский рабочий" /
Интервью подготовила Наталья Бабинцева (Январь 2002)

Ни для кого не секрет, насколько нестабилен отечественный книжный рынок. И не только потому, что книготорговцы накручивают цены на продукцию издательств в три раза. Мы, читатели, тоже оказываемся весьма непредсказуемыми в своем желании читать, порой предпочитая наблюдать, как обычные молодые люди за какие-то 34 застекольных дня превращаются в национальных героев. И все же некоторые действующие издательства не ограничиваются выпуском литературы, проверенной временем, и перекупкой давно известных брэндов, делая рискованные ставки на новые имена. Один из таких цехов по производству молодых авторов — издательство ВАГРИУС. Нижегородцам это имя известно не по наслышке, поскольку именно оно красуется на обложках нашумевших произведений Бориса Немцова "Провинциал" и "Провинциал в Москве". Секретами изготовления новых звезд современной литературы с читателями "НР" делится заместитель генерального директора ВАГРИУСа Андрей Ильницкий, по случаю оказавшийся в Нижнем.


Андрей Ильницкий

— В нашем издательстве всего около сорока сотрудников. Из них 9-10 редакторов, которые, собственно, и осуществляют отбор произведений. Мир тесен, а таланты редки, так что из 100% рукописей в работу берем один-два процента — такова оценка качества материала, приходящего в редакцию. В среднем же получаем по три-четыре рукописи в день. И это при том, что я ввел запрет на рассылку предложений по электронной почте! Кроме того, ВАГРИУС плотно сотрудничает с толстыми журналами, и с их помощью проводит своеобразный мониторинг талантливого. Еще один канал поставки молодых авторов — премия Дебют. Уже сейчас на соискание поступило 36 тысяч предложений, и какие-то из них наверняка привлекут наше внимание..

Что является лакмусовой бумажкой для талантливого?

— Принципиально важно, чтобы произведение было хорошо написано. Но нельзя не принимать во внимание и жанровую восстребованность рынка. Сейчас литературный мэйн-стрим – это новый реализм. Очень восстребованна качественная проза, чаще всего остросюжетная. А в целом, то, что должно появляться на книжном рынке, отражено в фильмах. Возьмем сериал Менты — нормальные истории с жизненными героями. Вот и в сегодняшней литературе совсем нет места пост-модернизму, потому что люди хотят находить в книгах ответы на вызовы реального времени. Сейчас бестселлеры — это книги Пелевина, Ремарка, Петрушевской, Юзефовича, Скворцова. Популярность этих авторов со временем не меняется. А вот те, кто раньше читал марининых и дашковых, теперь предпочитают заглядывать за стекло или идут за Клинским.

На что может рассчитывать молодой, никому не известный автор, после подписания контракта с издательством ВАГРИУС?

— Прежде всего на то, что выйдет при участии самого известного издательства России. Согласитесь, это уже немало! Вообще-то мы далеко не самые богатые и не самые коммерческие, но если уж взялись выпустить в свет какого-либо автора, то можно считать это главной записью в его трудовой книжке. С такой пометкой в любом другом издательстве автор легко поднимет себе цену в 3-4 раза. К сожалению, некоторые наши авторы иногда так и поступают — хотят быстрого успеха и моментальных денег. Ну а все, кого интересует долгая перспектива, с нашей помощью становятся не только известными, но и тиражными авторами. Так в свое время в ВАГРИУС поверили Эдвард Радзинский, Виктор Пелевин, Дина Рубина, Валерьян Скворцов, и теперь они очень популярны.

Сколько времени проходит с момента попадания рукописи в издательство до вполне ощутимой известности ее автора?

— Если говорить о серийной прозе, то как минимум год с момента принятия книги в данную серию. Остросюжетная проза, актуальная и хорошо написанная, выходит максимум через полгода.

Делая ставку на новичка, Вы идете на своего рода эксперимент. Чем грозит издателю неуспех нового имени?

— Рискуем деньгами. Ведь зарплата сотрудникам нашего издательства и авторские гонорары выплачиваются с проданных книг — других источников дохода нет. Себестоимость книги около доллара, так что в случае провала пятитысячного тиража, придется выбросить на ветер зарплату и гонорары примерно 20-ти человек. А планировать заработки на начальном этапе издания книги новичка невозможно.

Какие проекты, реализованные не так давно, Вы считаете успешными?

— Это, безусловно, роман "Большая пайка", написанный генеральным директором Логоваза Дубовым. Произведение о поколении 40-летних, которое можно сравнить только с работами Теодора Драйзера. Сейчас по "Большой пайке" снимается фильм "Олигарх". Продолжают радовать работы Валерьяна Скворцова, Марианны Бакониной, Дины Рубиной, Михаила Шишкина, Юрия Давыдова, Игоря Свинаренко... Насти Гостевой. Хотя в будущей популярности Насти я не совсем уверен, поскольку она пишет очень специфичную столичную прозу с оттенком кислотности. До славы мэтров современной литературы Гостевой еще далеко, но она достойна того, чтобы стать известной. В будущем году ВАГРИУС готовит новый проект, а пока просто запомните имя — Сергей Буртяк. Надеюсь, его литературная судьба окажется не менее успешной, чем судьба самого модного автора России Виктора Пелевина.

Кстати, чем сейчас занимается Ваш подопечный Виктор Пелевин?

— Виктор уже третий год работает над новым произведением. Он очень тонко чувствует время и в каких-то вещах оказывается почти пророком. Например, Пелевин начинал писать "Generation "П" задолго до 99-го года, но так попал в контекст выборов, что это произведение выглядит как публицистика. Пока Виктор Пелевин не сдает новые рукописи, а мы его и не торопим.



Рекомендуем Вам следующие материалы:


Ваше мнение по этой теме — в [форуме] сайта.
Смотрите также другие материалы раздела [книгоиздание].