Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Андрей Ильницкий Андрей Ильницкий
Политические интересы Книгоиздательский бизнес Личные интересы Друзья. Ссылки Обсуждения
E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru

 Ваше мнение 
«Живой журнал» Андрея Ильницкого
 Опрос   —› результаты
Кто будет президентом-2008? Иллюстрация…©…temasha.narod.ru
Кто будет президентом-2008?
C.Глазьев
Б.Грызлов
В.Жириновский
А.Жуков
Д.Зеленин
Г.Зюганов
С.Иванов
А.Илларионов
М.Касьянов
Д.Козак
В.Матвиенко
Д.Медведев
Б.Немцов
В.Путин
В.Потанин
Д.Рогозин
В.Рыжков
С.Собянин
А.Ткачев
Ю.Трутнев
Н.Федоров
А.Хлопонин
А.Чубайс
С.Шойгу
Г.Явлинский
В.Якунин
"Темная лошадка" от        силовиков
"Темная лошадка" от        бизнеса
"Темная лошадка" от        гос.бюрократии
"Темная лошадка" из        парт.бюрократии
"Темная лошадка" из        регионов

 Друзья-партнеры 

Партия "Единая Россия"
EdinRos.ru



MSPS.ru


Фонд "Либеральная миссия" Евгения Ясина
Liberal.ru



 Статистика 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100  eXTReMe Tracker


Internet Map
Geo Visitors Map

Valid HTML 4.01 Transitional
Политика / С.Бабаева и Г.Бовт "Программа 2004-2008" ]

Светлана Бабаева и Георгий Бовт "Программа 2004-2008"
Статья постоянных авторов газеты "Известия"
о президентской программе на 2004-2008 гг. (14.03.2004).

Газета "Известия"
"Известия" / Выборы /
С.Бабаева, Г.Бовт (№ за 14.03.2004)

This Week in Arts and Ideas from The Moscow Times

Путин победил. Его программа действий пока существует скорее в народных представлениях и несистематизированных, хотя и многочисленных, высказываниях его самого, чем в сжатом, по пунктам сформулированном виде. Учитывая это, а также экстраполируя уже наметившиеся тенденции в действиях власти, можно предположить, что делать победитель будет вот что.


Экономика в целом. Тенденция к усилению роли государства сохранится. Однако это коснется в первую очередь крупных предприятий, стратегически важных отраслей - прежде всего сырьевых. Это не обязательно будет означать национализацию - скажем, нефтяных компаний (даже "ЮКОСа"), хотя до конца исключать возможность такого варианта тоже не стоит. Но на практике действия крупных предпринимателей все больше будут напоминать поведение наемных менеджеров государства, работающих под его диктовку. В этом смысле усиление так называемой "социальной ответственности бизнеса" будет означать произвольное изъятие части его доходов на всевозможные социальные цели или во внебюджетные фонды. До "белорусского варианта" - взятия под опеку теми или иными фирмами отстающих колхозов дело вряд ли дойдет. Но вариант с детскими садами, школами, музеями и библиотеками вполне возможен.

Цены на нефть. Гарантированы довольно высокие, по крайней мере в ближайшие 2 года. Слишком резкое их падение (до уровня $10 за баррель или ниже) вряд ли возможно вообще. Масштабные кризисные развития в мировой экономике возможны лишь в результате неких чрезвычайных событий - например, в связи с разгулом терроризма, резкой дестабилизацией обстановки в мусульманской Азии. Тогда ситуация будет развиваться уже по военной, кризисной логике.

Приватизация. Будет продолжена. Национализация отдельных объектов возможна, но она не будет носить массового характера. Основаниями для такой национализации будут служить либо нарушения законов со стороны политически нелояльных владельцев, либо стремление впоследствии перепродать объект другому владельцу. Приватизация новых объектов будет происходить, как правило, в пользу одной, доминирующей на политической сцене, части правящей элиты. Никаких особых споров между "семейными" и "питерскими чекистами" уже не будет. Возможности иностранных покупателей будут носить более ограниченный характер по сравнению с предыдущими периодами. Идеологическая составляющая - тема "патриотизма" - в решении приватизационных дел усилится.

Налоги. Возможно, уже скоро следует ожидать повышения налогов на крупный бизнес, прежде всего тот, что занят добычей полезных ископаемых, то есть извлечением природной ренты. Поиск почти повсеместно этой самой ренты, политически обкатанный в ходе думской кампании, получит новое развитие. Не исключено, что под воздействием такой - перераспределительной по сути - идеи будет поставлен вопрос и об отказе от плоской 13-процентной шкалы налогообложения физических лиц в пользу прогрессивного налога. Мотивация: 13-процентный налог уже выполнил свою роль, а вот прогрессивный действует практически во всем мире. В то же время следует ожидать решений по снижению единого социального налога, появления новых налоговых льгот в части оплаты образования, лечения, ухода за детьми, по выплате ипотечных кредитов.

Социальная сфера. Несмотря на сохранение риторики относительно надобности защищать малоимущих, количество всевозможных льгот де-факто будет резко сокращено. Возможны даже серьезные изменения в сфере здравоохранения (в образовании - меньше), включая более широкое выведение из "тени" сегмента платных услуг. К концу второго срока правления Путина коммунальные платежи повсеместно достигнут 100%. Будут предприняты попытки снижения тарифов за счет, например, создания конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере и повышения эффективности ее работы. Однако вряд ли они станут успешными: сфера слишком запущена, а влияние чиновничества слишком велико.

Реформы естественных монополий. По степени завершенности согласно задуманным планам и успешности можно предположить, что "рейтинг реформ" выстроится так: реформа электроэнергетики, железнодорожного транспорта, "Газпрома", ЖКХ. Массового появления в этой сфере частных перевозчиков, коммунальщиков и энергетиков ждать не стоит. Элита, она же номенклатура, постарается сохранить все эти сферы в своих руках, а возникающие "частники" все равно будут ориентированы в первую очередь на государство.

Ипотека. Станет одной из "коронных" программ второго срока. Это приведет к росту жилищного строительства, однако и повысит возможность появления "кредитных пузырей", локальных дефолтов.

Чечня. Будет продолжен курс на фактическую передачу всей власти в Чечне режиму Ахмата Кадырова. К концу второго срока количество федеральных войск в Чечне будет сведено к минимуму, если они там вообще останутся. Вся власть окажется в руках Кадырова, который будет хранить внешнюю лояльность Москве, но фактически республика будет независимо жить по своим законам. В то же время Кадырову, возможно, удастся сдержать экспансию чеченского терроризма по России.

Реформа армии. Особых подвижек ожидать не стоит. План перевода запланированной части армии на контрактную основу к 2007 году и сокращение срока службы по призыву до 1 года скорее всего состоятся. Очевидно, реформа будет сопровождаться если не полной, то все же массовой отменой отсрочек от призыва. Резкие перемены - в пользу именно контрактной армии и полного отказа от срочников - возможны лишь после 2008 года.

Внешняя политика и внешнеэкономические связи. Никакого существенного дальнейшего сближения с Западом не будет. Отношения с Евросоюзом скорее всего ожидает временное незначительное ухудшение, связанное с вхождением в него 10 новых членов из числа бывших соцстран, настроенных по отношению к России не лучшим образом. Дополнительным осложняющим обстоятельством станут переговоры с ЕС относительно условий вступления России в ВТО, ратификации Киотского протокола, но они в конце концов увенчаются успехом (на условиях компромисса Россия, возможно, ратифицирует Киотский протокол). Вступления в ВТО, впрочем, вряд ли стоит ожидать ранее 2007 года, но во второй срок президентства оно скорее всего состоится. В рамках процесса интеграции в ВТО в России получат большую свободу действий иностранные банки и страховые компании. Это повысит в целом качество работы этих сфер. Однако стать одним из ключевых инструментов на рынке, в том числе инвестиционным, им вряд ли позволят - для этого необходимы слишком радикальные решения, идущие гораздо дальше обязательного страхования автогражданской ответственности.

Отношения с США. Либо сохранятся на нынешнем уровне, либо несколько ухудшатся - особенно если президентом в ноябре изберут демократа Джона Керри. Путину с Керри будет эмоциональнее труднее найти общий язык, чем с Бушем, к тому же демократы всегда были склонны больше внимания уделять таким аспектам, как защита прав человека, свобода слова и т.д. Их будут больше "беспокоить" уже наметившиеся в этих областях тенденции в России.

Иностранные инвестиции. Иностранные инвесторы привыкли работать с любыми режимами, и в этом смысле значимость "дела "ЮКОСа" не стоит переоценивать. К тому же прибыльность вложений в Россию сегодня весьма высока. Однако негативную реакцию иностранных инвесторов следует ожидать в том случае, если возрастание вмешательства государства и конкретно - представителей силовых структур в экономику приведет к попранию имущественных прав инвесторов. Однако сегодня осознание такой опасности наверху есть, к инвестициям, судя по всему, будут относиться с пиететом и бережно, поэтому их объем в течение второго срока Путина будет расти довольно быстрыми темпами.

Свобода слова и СМИ. Принципиальных изменений по сравнению с нынешней ситуацией ждать не стоит. Степень контроля за телевидением сохранится, возможна также смена руководства ведущих телеканалов в пользу еще более лояльных. Наступления на печатные СМИ также возможны. Могут начаться попытки регулировать и сферу Интернета, однако вряд ли они будут носить решительный характер и скорее всего на деле закончатся ничем.

Партийная система. В качестве партнера "Единой России" ближе к думским выборам 2007 года (то есть где-то с весны 2006 года) начнут создавать вторую "партию власти". Работа будет проходить под воздействием роста влияния в обществе национал-патриотических сил. Не исключено, что наряду с укреплением организации типа "Родины" или ЛДПР в России возникнет новое влиятельное политическое движение шовинистического и даже полуфашистского толка, которое окажет существенное воздействие на следующий цикл выборов. Появление сильного кандидата на президентских выборах 2008 года из числа националистов также вполне возможно. Уменьшение влияния националистов возможно лишь в случае жестких административных действий со стороны власти, которая пока к этому не склонна. Существующие сегодня планы создания социал-демократической партии, возможно, так и останутся планами, поскольку в условиях явной популярности левых идей среди избирателей власть побоится создать сильного конкурента слева.

Федеративная система. Укрупнение субъектов будет продолжено. Возможно, к 2008 году регионов в России будет не 89, а где-нибудь 75-78. Но никакого радикального укрупнения до "50 штатов" ожидать не стоит. Скорее, административный ресурс будет направлен на обновление части губернаторского корпуса, включая бессменных - с конца 1980-х - глав регионов. Не исключено, что смены начиная с ключевых регионов начнутся сразу после президентских выборов.

Административная реформа. Почти обречена на поражение. Сломать многовековую логику функционирования российской бюрократии до 2008 года не удастся; рост числа чиновников, повышение их влияния и статуса скорее всего продолжится, поскольку, невзирая на лозунги, сегодняшняя власть видит опору своих действий прежде всего именно в аппарате. Однако повышение общего уровня оплаты труда чиновников и искоренение наиболее одиозных коррупционных проявлений вполне возможно.

Судебная и правовая реформа. Генеральная прокуратура скорее всего не доживет до 2008 года в качестве самостоятельной структуры. Следствие и обвинение будут более четко разделены. Внимательнее станут следить и за разделением функций арбитража и судов общей юрисдикции. По части достижения большей независимости судей и повышения их объективности возможен прогресс, но не решающий. Вероятно, оплата труда судьям также будет повышена, но не радикально, поэтому резкого обновления судейского корпуса не произойдет. Суды присяжных получат еще большее распространение, но нападки на них со стороны силовых органов (обвинителей) будут лишь усиливаться: мол, некомпетентны, не во всем разбираются, надо исключить из сферы их действий некоторые дела и пр.

"Дело "ЮКОСа". Компромисс более вероятен, чем экстремальный вариант отъема компании и "посадки" Ходорковского надолго. Если мнение президента относительно желательности открытого процесса возобладает, то дело может кончиться тем же, чем кончилось "дело "Аэрофлота", - то есть практическим оправданием обвиняемых, вплоть до освобождения из зала суда. Часть компании "ЮКОС", не исключено, будет продана иностранцам.

Путин и его преемник. Скорее всего сам Путин не станет баллотироваться на третий срок и ради этого менять Конституцию. Он может сделать это лишь под сильнейшим давлением со стороны окружения, если не найдет до того времени достойного преемника, способного продолжить намеченный курс, или будет сомневаться в его независимости от разных - "нежелательных" - групп влияния. Вопреки сложившемуся на сегодня мнению, таким преемником не обязательно станет кто-то из уже известных приближенных к Путину людей. Однако это однозначно не будет откровенно правый и либеральный политик, это не будет выходец из крупного бизнеса. И этот человек не будет обречен на победу в 2008 году так, как был обречен на нее вчера Владимир Путин.




Рекомендуем Вам следующие материалы:


Ваше мнение по этой теме — в [форуме] сайта.
Смотрите также другие материалы раздела [политика].

E-mail Андрея Ильницкого: ami@amicable.ru  
2003-2005 © А.М.Ильницкий —› Личная информация / биографическая справка
Тех.поддержка: Виталий Ильницкий   Хостинг: Hosting.HNS.ru